Обзор Age of Wonders 4 – новая эпоха или шаг на месте?

Обзор Age of Wonders 4 – новая эпоха или шаг на месте?

Магия в видеоиграх редко поражает воображение: она лечит, наносит урон и, в лучшем случае, превращает врагов в безобидных животных. Однако в Age of Wonders 4 магия выходит за привычные рамки — она определяет саму суть игры, трансформируя миры, города и их обитателей. С обширной коллекцией магических томов вы получаете возможность играть с божественными силами, как душе угодно.

Короли-волшебники, пробудившиеся в Астральном море, вновь стремятся установить свое господство над множеством миров. Вам предстоит взять на себя роль одного из них или смертного чемпиона, чтобы построить собственную империю, используя магию, дипломатию и войну для подчинения соперников.

Механика Age of Wonders 4 в целом знакома поклонникам жанра: вы начинаете с небольшого города, строите новые сооружения, развиваете окрестные земли, собираете армии и исследуете карту в поисках ресурсов, сокровищ и врагов. Управление экономикой, дипломатические интриги и военные конфликты неизменно приводят к борьбе за доминирование, и победа может быть достигнута как силой, так и магическим превосходством.

Что это? Фэнтезийная 4X-игра с фантастической системой магии.
Дата выхода 2 мая 2023 г.
Ожидайте заплатить $50
Разработчик Triumph Studios
Издатель Paradox Interactive
Обзор GeForce RTX 1080Ti, Intel i7-8086K, 16 ГБ ОЗУ  
Работает на Steam Deck
Ссылка: стим страница

Несмотря на свою классическую основу, Age of Wonders 4 выделяется среди предшественников. Уже на этапе создания мира вам предлагаются гибкие настройки: хотите ли вы владеть ледяной пустошью, кишащей монстрами, или править в пылающем аду, где путь к победе пролегает через подземные туннели? Выбор за вами.

Но самое захватывающее — это конструирование собственной магической империи. Здесь вы задаете внешний вид, черты, культуру и мировоззрение своего народа. В результате можно создать уникальную цивилизацию — например, коварных кротов-каннибалов или миролюбивых гоблинов-строителей. Эти решения определяют стартовые бонусы, магические способности и общий стиль игры, формируя ваше влияние на мир Age of Wonders 4.

Мастер-строитель

Не менее важным аспектом является создание правителя. Если вы выберете смертного чемпиона, он будет представителем созданного вами народа, тогда как короли-волшебники могут принадлежать к любому виду. В начале кастомизация ограничивается внешностью и стартовым оружием, но по мере игры можно находить новое снаряжение и получать опыт, усиливая правителя. Эти персонажи, а также нанятые впоследствии герои, становятся самыми мощными юнитами, которые могут не только управлять городами, но и доминировать в тактических сражениях.

Однако система создания империи имеет и свои ограничения. Некоторые выборы оказывают заметное влияние на геймплей, но многие остаются ситуативными, скрытыми или носят скорее декоративный характер. В начале различия между цивилизациями, будь то миролюбивые гоблины-строители или зловещие кроты-некроманты, не слишком ощутимы. В отличие от серии Endless от Amplitude, где у фракций изначально кардинально разные игровые механики, в Age of Wonders 4 уникальность империй проявляется постепенно. Средняя и поздняя стадии игры становятся более разнообразными, когда ваши ранние решения начинают формировать стратегический стиль.

Хотя первые шаги могут показаться схожими, система все же задает четкий вектор развития. Например, если ваша империя практикует магию душ, то логично как можно раньше вступать в конфликты, захватывая души врагов для создания армии нежити. В долгосрочной перспективе можно полностью преобразить свою нацию, превратив её жителей в бессмертных монстров. Такой процесс называется «великой трансформацией» и является одним из ключевых элементов развития империи.

Вместо стандартного древа технологий в Age of Wonders 4 используется система магических томов. Каждый том содержит уникальные заклинания и привязан к определённому аффинитету, таким как порядок, хаос или природа. Всего в игре пять уровней томов, и на каждом из них можно выбрать один из двух доступных вариантов. Интересно, что здесь нет жестких ограничений: даже если ваша империя ориентирована на порядок, вы можете выбрать хаотические заклинания, но это повлияет на общий аффинитет и восприятие вас другими империями и нейтральными городами-государствами. Кроме того, развитие аффинитета открывает дополнительные способности, что добавляет стратегическую глубину и делает каждую партию уникальной.

Погружаясь в изучение магических томов, вы вскоре обнаружите себя обладателем впечатляющего арсенала заклинаний, способных трансформировать города, изменять ландшафт, усиливать армию и уничтожать врагов. Их влияние может быть огромным, особенно при умелом сочетании. Например, если ваш народ передвигается быстрее по лесам, логично изучить заклинание, создающее новые лесные массивы, превращая местность в удобную для маневров среду. Ветераны серии узнают многие знакомые заклинания, но их синергия и влияние на развитие империи привносят свежие механики, делая магию действительно мощным инструментом.

Каждое новое заклинание ощущается как захватывающее приобретение, заставляя задуматься, какую роль оно сыграет в завоевании мира. Магические тома не ограничиваются заклинаниями – они открывают доступ к новым зданиям и боевым отрядам. Одни войска нанимаются за золото в городах, другие же могут быть вызваны прямо на поле боя, что не раз может спасти армию в критический момент. В таких ситуациях призванные существа могут стать разницей между поражением и триумфом.

Однако магия не всесильна. Каждое заклинание требует маны, а зачарованные и преобразованные юниты постоянно истощают её запас. Мощные изменения, называемые великими трансформациями, ограничены одним на каждую расу, но если в вашу империю вступят представители других народов, их можно будет развивать совершенно иными способами. Это даёт стратегическую глубину и позволяет находить нестандартные решения даже в самых сложных обстоятельствах.

Магические тома – это не просто альтернатива классическим технологическим деревьям, а гибкая и увлекательная система развития. Даже в Stellaris, с её множеством вариантов эволюции, приходится делать много рутинных выборов, прежде чем добраться до действительно интересных возможностей. В Age of Wonders 4 же практически каждый новый том открывает нечто значимое, предлагая мощные инструменты для изменения хода игры.

Некоторые поклонники микроменеджмента могут быть разочарованы упрощённой системой модификации войск по сравнению с Age of Wonders: Planetfall, где каждому юниту можно было вручную подбирать улучшения. Однако здесь баланс смещён в сторону глобальных трансформаций, позволяя одним нажатием кнопки радикально менять целые народы и стратегические возможности. Это упрощает управление, но при этом сохраняет глубину, так как изменения касаются всей империи и имеют долгосрочные последствия.

Возьмите подсказку

Age of Wonders 4 стала значительно доступнее, и это заслуга не только оптимизации. Разработчики из Triumph внедрили удобные всплывающие подсказки, кодекс с полезной информацией и систему рекомендаций, упрощающую освоение игры. Кроме того, механические изменения сделали управление более комфортным. Например, в Age of Wonders 3 игроку приходилось выбирать между наймом войск и строительством, но теперь эти процессы идут параллельно благодаря разделённым очередям. Казалось бы, это может привести к быстрому истощению ресурсов, но частота появления новых юнитов и огромное количество доступных проектов обеспечивают постоянную занятость даже в самых долгих партиях.

Однако игра не утратила глубины. Границы городов расширяются путём аннексии провинций, каждая из которых даёт определённые бонусы. Система проста на первый взгляд: нужны ресурсы — строите соответствующие сооружения. Но завладеть территорией недостаточно, так как она может быть занята монстрами или представлять интерес для соседей. Если вы заберёте провинцию, на которую претендует другой правитель, это вызовет напряжённость в отношениях и может послужить поводом для войны.

Дополнительные возможности открывают особые улучшения, которые можно разместить в аннексированных провинциях, заменяя текущие бонусы на более мощные, но специфичные эффекты. Например, вместо экономического преимущества можно установить магический маяк или телепорт, последний из которых особенно полезен на крупных картах, сокращая время передвижения армий. Несмотря на ограничение по количеству городов, форпосты не учитываются в этом лимите, что делает их удобными узлами телепортационной сети. Благодаря этому можно мгновенно перебрасывать войска в любую часть карты, оперативно реагируя на угрозы и меняя стратегию на лету.

Исследование мира в Age of Wonders 4 — не просто формальность, а настоящее приключение. Каждая карта — детализированный фэнтезийный ландшафт, наполненный событиями, древними чудесами с ценными артефактами, угрозами в виде монстров и территорий, заражённых магическими катаклизмами. Спокойствие в этих землях — редкость, а возможность столкнуться с неожиданной опасностью или неожиданной выгодой делает исследование обязательной частью стратегии.

Битвы всегда находятся на расстоянии вытянутой руки, даже если вам удаётся поддерживать мирные отношения с другими правителями. Игровой интерфейс, отлично проработанный во всех аспектах, особенно полезен при подготовке к бою. Достаточно навести курсор на противника, чтобы увидеть состав обеих сторон (до трёх армий по шесть отрядов), а также вероятный исход сражения. Можно автоматически завершать битвы, но если результат не устраивает, игра позволяет переиграть их вручную без необходимости загружать сохранение — удобная функция, избавляющая от случайных поражений.

Когда начинается бой, игрок переносится на тактическую карту, которая отражает ландшафт зоны сражения. Иногда это могут быть руины с укрытиями и сложными маршрутами, но чаще — открытые пространства, где местность играет меньшую роль. В этом плане карты Planetfall ощущались более проработанными в тактическом смысле. Однако даже в таких условиях остаются факторы, влияющие на ход боя: магические эффекты, особенности мира и могущественные существа создают динамичные столкновения, требующие анализа множества переменных. Чтобы добиться победы, важно не только понимать механики, но и адаптироваться к изменяющимся условиям, пересматривая стратегию на лету.

Подрывник 

Осады в Age of Wonders 4 добавляют ещё один тактический уровень, позволяя защитникам использовать укрепления и хитроумные приёмы, чтобы удержать свои стены, в то время как нападающие могут ослаблять оборону, вкладывая ресурсы в осадные проекты перед битвой. Однако многое зависит от особенностей вашей армии — если ваш вид эволюционировал в ангелоподобных существ, они просто перелетят через стены, а астральные воины и вовсе смогут проходить сквозь преграды, игнорируя их.

Даже за пределами сражений мир постоянно бросает вам вызовы и не даёт бездумно нажимать «Завершить ход». Ваши граждане могут обратиться за советом, предоставляя возможности для получения наград, изменения мировоззрения или приобретения новых расовых черт. Другие правители могут прислать вам поручение, отправив на опасную, но перспективную миссию. Иногда всё решается проще: армия, на которую вы собирались напасть, может решить, что вы слишком сильны, и капитулировать, позволив вам определить их дальнейшую судьбу. Вы можете интегрировать их в свою армию, использовать в одном из городов или просто отпустить. Подобные события формируют динамичное повествование вашей империи, делая каждое прохождение уникальным.

Помимо процедурно генерируемых историй, Age of Wonders 4 предлагает и более традиционную сюжетную кампанию, состоящую из пяти миссий. В её основе — противостояние двух групп Королей-Волшебников, борющихся за древнюю силу. Хотя сама завязка довольно классическая, миссии наполнены интересными задачами и нестандартными возможностями. Например, в третьей миссии вам дают уникальное заклинание, позволяющее подкупить контракт соперника у его демонического хозяина, устраняя его из игры без необходимости военного завоевания. Однако даже в кампании процедурно генерируемые карты способны создавать не менее захватывающие истории благодаря непредсказуемым событиям и случайным возможностям.

С таким количеством путей развития вашей империи Age of Wonders 4 буквально требует повторных прохождений. Но ещё сильнее подталкивает к этому глобальная система прогресса — Пантеон. Основание городов, создание союзов, выполнение квестов и множество других действий приносят очки опыта Пантеона, которые затем можно тратить в древе прогресса. Награды варьируются от косметических предметов, значков и экипировки до новых типов карт, доступных в следующих кампаниях. Кроме того, созданные вами правители могут попасть в Пантеон и появляться в будущих играх как потенциальные союзники или противники. Концепция отличная, но, признаюсь, хотелось бы увидеть более значимые награды — новые мантии и головные уборы вряд ли заставят кого-то переигрывать игру.

Хотя, если честно, мне и не нужны дополнительные причины возвращаться. Age of Wonders 4 идеально удовлетворяет мою тягу к экспериментам, позволяя бесконечно тестировать новые сочетания магических томов и направлять свою империю по все более необычным путям. И каждый раз прохождение приносит новые незабываемые моменты. Например, однажды я воскресил павшего соперника, превратив его в бессмертного нежить-слугу, обречённого вечно служить мне, несмотря на всю свою ненависть. Магия делает каждую историю ещё интереснее.

Age of Wonders 4
87%

Резюме

Age of Wonders 4 удачно сочетает глубину стратегии с возможностью экспериментов, создавая игру, в которую хочется возвращаться снова и снова. Гибкая система развития империи, тактические сражения и разнообразие магических возможностей обеспечивают уникальный опыт в каждом прохождении. Пантеон добавляет долгосрочную мотивацию, хотя его награды могли бы быть значимее. Однако даже без этого игра дарит массу ярких моментов, превращая каждую кампанию в увлекательную фэнтезийную историю.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.