Тактика, наёмники, хаос: обзор Jagged Alliance 3

Тактика, наёмники, хаос: обзор Jagged Alliance 3

Спустя почти четверть века Jagged Alliance снова бросает мне вызов, и я в восторге. Небольшие ошибки, самоуверенность, скупость на контракты наёмников и дождь из вражеских миномётных снарядов завершили мою 25-часовую кампанию. Я не злюсь — это было эпично. Я понимаю, где ошибся, и начинаю заново с совершенно новой командой. В этот раз всё будет иначе.

Хотя XCOM давно стал эталоном тактических игр, у меня всегда была слабость к Jagged Alliance 2 — великолепному гибриду тактических сражений, управления наёмниками, ролевых диалогов, побочных миссий и мародёрства. Она была жестокой, но затягивающей, а её дерзкий, пародийный тон напоминал боевики конца 90-х в духе «Коммандос» и «Команды А».

С тех пор никто не смог вернуть ту магию. Jagged Alliance: Rage! оказалась мрачной, унылой и больше напоминала прощальную записку серии. Но Haemimont Games, разработчики Tropico, увидели в этом шанс. Несмотря на отсутствие опыта в тактических стратегиях, они сделали невозможное: Jagged Alliance 3 обновлена, оптимизирована, но при этом сохранила дух оригинала. Это всё ещё старая школа — и это прекрасно.

Что это? Масштабная современная тактическая ролевая игра с элементами командного боя и духом боевиков 90-х
Дата выхода: 14 июля 2023 г.
Ожидаемая цена: 50 долларов
Разработчик: Haemimont Games
Издатель: THQ Nordic
Обзор: RTX 4090, Intel i9-13900k, 64 ГБ ОЗУ
Ссылка стим страница

События игры разворачиваются в Гранд-Шьене, бывшей французской колонии в Африке, где военачальник похитил президента, а его дочь наняла вас — лидера команды наёмников — для его спасения. Однако с жалкими 40 000 долларов вам придётся работать с «вторым сортом» наёмников. Но разве не в этом весь шарм серии?

JA3 возвращает любимых персонажей из JA2 и добавляет новых, создавая колоритную и непредсказуемую команду неудачников. Их дерзкие диалоги, гротескные характеры и перепалки могут оттолкнуть кого-то, но для меня это неотъемлемая часть серии. Здесь каждый наёмник — полноценный персонаж с уникальной личностью, а не просто боевая единица, что делает игру по-настоящему живой.

Новые актёры озвучки отлично передали характер вернувшихся персонажей, но и новички оказались весьма запоминающимися. Особенно выделяется Лейла «Livewire» Идриси — энергичный пакистанский инженер с лёгким чувством юмора. Она мастерски ремонтирует снаряжение, не забывает предложить перекус во время долгих поездок и виртуозно взламывает устройства с помощью своего личного КПК, украшенного милыми наклейками (что игра не забывает отметить).

Каждый наёмник получает обилие реплик как в бою, так и в обычных диалогах, часто вмешиваясь в разговоры с NPC. Многие из них имеют друзей или заклятых соперников, с которыми постоянно обмениваются колкостями и шутками. Составляя отряд из 4-6 человек, можно заметно менять атмосферу прохождения, что делает каждую кампанию уникальной.

Теория движения снаряда

Jagged Alliance 3 находит баланс между глубокой симуляцией предшественника и более доступной тактической структурой современных XCOM-подобных игр. Движение завязано на очки действия, которые зависят от ловкости, морального духа и усталости, но подаётся визуально понятно: «синий» радиус движения указывает, что после перемещения останется возможность открыть огонь. Однако сам процесс стрельбы гораздо детальнее, чем обычный бросок кубика — каждая пуля в игре является физическим объектом, который может попасть в укрытие, пролететь мимо или случайно задеть союзника.

Система прицеливания тоже интуитивна: потратив больше AP, можно сузить конус точности, а если прицел начинает мигать жёлтым, попадание почти гарантировано. Укрытие работает, пока не разрушено, но торчащие конечности остаются уязвимыми. Выстрел в голову смертелен, попадание в руки снижает точность, а в ноги — замедляет врага. Динамика боя заставляет учитывать каждую позицию, разворачивать камеру и следить за бронёй, которая постепенно изнашивается и требует ремонта.

Некоторые сложные механики JA2 были упрощены. Нападение из тени перед боем остаётся, но в пошаговом режиме у всех врагов обзор на 360 градусов, а вместо полосок морали и выносливости введены баффы и дебаффы. Однако добавились новые тактические возможности: каждый наёмник обладает уникальным навыком — от мощных метательных зарядов до расширенного поля зрения. Также у каждого типа оружия есть особые способности: например, пистолеты-пулемёты позволяют стрелять в движении, а пулемёты дают возможность прицельного огня из укрытия. Эти изменения упрощают управление, но оставляют простор для тактической глубины, делая JA3 динамичной и свежей.

Рэмбо Квест 64

Стратегические и ролевые элементы — ключевые особенности, которые делают Jagged Alliance уникальной. Grand Chien — это не просто набор боевых зон, а живой открытый мир с городами, наполненными NPC с французским акцентом, побочными квестами и стратегическими точками. Здесь можно захватывать алмазные шахты для стабильного дохода, отбивать форты, контролирующие передвижение противника, и использовать порты для быстрого перемещения по воде. На глобальной карте наёмники могут лечить друг друга, обучать местное ополчение, заниматься ремонтом снаряжения, создавать боеприпасы и модифицировать оружие, разбирая ненужные стволы на детали.

Освоиться с управлением ресурсами и временем нелегко: кампания длинная и нелинейная, но враг не ждёт. Со временем противник становится всё агрессивнее, а некоторые сюжетные события могут вынудить вас сражаться в неподходящий момент. Если медлить, шахты истощаются, и финансовая поддержка ослабевает. Потерянных наёмников можно заменить, но череда поражений способна запустить эффект домино, где ресурсы тают, а ситуация выходит из-под контроля. Однако с каждым новым прохождением приходит понимание глубины механик.

Карта мира в JA3 — одна из самых детализированных в серии. Каждая её область представляет собой полноценное поле боя, часто скрывающее подземелья или тайники с добычей. Разведка и взлом дают тактическое преимущество, открывая маршруты патрулей или точки с хорошим обзором. Это делает Grand Chien ощущаемым как реальную страну, а не просто набор клеток. К тому же игра радует визуально: освещение, погодные эффекты и смена времени суток не только выглядят впечатляюще, но и влияют на боевые характеристики.

Даже на нормальном уровне сложности JA3 бросает серьёзный вызов. Ошибки в управлении ресурсами могут сильно замедлить прогресс, а один меткий выстрел снайпера или очередь из автомата способны моментально выбить наёмника из строя. Противники не отличаются высокой тактической смекалкой, но действуют агрессивно и всегда имеют численное преимущество. Для хардкорных игроков доступен режим Ironman, где павшие бойцы не подлежат реанимации.

Есть игроки, которые проходят кампанию в одиночку (за это даже дают достижение), но для следующего захода я планирую включить Forgiving Mode. Этот режим не снижает сложность сражений, но добавляет небольшой пассивный доход и уменьшает время восстановления между боями, позволяя играть агрессивнее. Отличный вариант для новичков или тех, кто хочет смягчить стратегические ограничения, но не терять боевой вызов.

Неровные края

В некоторых аспектах JA3 уступает своему предшественнику. Фальшивый ретро-интернет, который в прошлых играх предлагал массу забавных деталей, был значительно урезан. Исчезли такие милые элементы, как покупка полиса страхования жизни, сайт некрологов наемников и даже возможность отправить цветы злейшему врагу. Однако сайт Института по профилированию наемников (IMP) остался, и его саркастический тест позволяет создать кастомного бойца. Хотя индивидуальность у таких персонажей минимальна, они компенсируют это работой pro bono, так что создать одного всё же стоит.

Проблемы есть и в интерфейсе. В бою всплывающие подсказки и блоки характеристик выглядят чересчур громоздкими, заставляя желать, чтобы они занимали вдвое меньше места. Экран инвентаря тоже не слишком удобен: рюкзаки и тайники требуют прокрутки, а автоматической сортировки или кнопки быстрой очистки нет, что превращает смену снаряжения в утомительный процесс.

Хотя визуальный стиль полей сражений хорош, а каждый наемник имеет уникальную модель (независимо от экипировки), есть моменты, напоминающие, что это не проект с мегабюджетом. Анимации движений иногда выглядят скованно, особенно когда персонажи падают от взрывов или попаданий дробовика. Эффекты крови тоже оставляют желать лучшего — вместо реалистичных брызг создается впечатление, что кто-то неаккуратно разбрызгал ярко-красную краску. Это не критично, но заметно на фоне других современных игр.

Эти недостатки слегка затмевают общий блеск игры, но не делают её менее достойной внимания, особенно для ветеранов жанра. Разработчики из Haemimont пообещали обширную поддержку модов, позволяя игрокам добавлять новые карты, персонажей, оружие и даже создавать собственные истории. Так что к моменту, когда я пройду кампанию, наверняка появится ещё больше интересных сражений. Жду с нетерпением.

Jagged Alliance 3
81%

Резюме

Jagged Alliance 3 — это достойное продолжение серии, сочетающее глубокую тактическую боевку, стратегическое управление и запоминаемых персонажей, но уступающее предшественнику в деталях, таких как интерфейс, проработанные анимации и забавные элементы ретро-интернета. Несмотря на эти недостатки, игра предлагает захватывающий геймплей, нелинейную кампанию и множество возможностей для экспериментов, а обещанная поддержка модов только расширит её потенциал. Ветеранам жанра она наверняка придётся по душе, а новички смогут найти в ней увлекательный вызов.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.