Позвольте рассказать вам о той, что ушла, но не исчезла. Она была беспощадной и жестокой, самовлюбленной и безумной. Она пронеслась по станции «Цитадель», наблюдая за каждым коридором тысячей глаз камер и управляя столькими же кибер-рабами, собранными из останков прежнего экипажа. Она создавала язвы и опухоли, мутантов и чудовищ. Она убивала меня бесчисленное множество раз, и, как ни странно, я скучал по ней сильнее, чем можно выразить словами.
Она — SHODAN, величественный и жестокий искусственный интеллект, ставший душой System Shock 1994 года, а теперь возрожденный в ремейке от Nightdive Studios на движке Unreal Engine 4. Этот новый облик ей идет. Вместо спрайтовых врагов и загроможденного интерфейса оригинала — детализированные трехмерные машины смерти и более удобное управление инвентарем. Хотя оно не идеально, но куда удобнее, чем громоздкий список вооружения, взрывчатки и стимуляторов из классической версии.
System Shock и SHODAN — не просто культовые элементы, а символы целой эпохи игрового дизайна. Для Nightdive переделка такой игры была настоящим вызовом. Как переосмыслить произведение, которое ввело тот самый код 451, ставший маркером каждого immersive sim, и при этом не нарушить его священные основы?
Надо знать
Что это? Ремейк FPS/survival horror одного из первых предшественников современных immersive sims.
Дата выхода 30 мая 2023 г.
Ожидаемая цена 40 долларов
Разработчик Nightdive
Издатель Prime Matter
Обзор на Ryzen 7 3700X, RTX 4080, 16 ГБ ОЗУ
Steam Deck Непроверенная
ссылка стим страница
Ответ в этом ремейке прост — бережное отношение. System Shock от Nightdive остается той же игрой 1994 года, но с улучшенной оболочкой. Это не радикальная переделка, а скорее реставрация с обновленным обликом и устранением шероховатостей. Новые элементы есть, но они не меняют сути. И в каком-то смысле это правильно: ведь SHODAN требует не изменений, а безоговорочной верности.
Помните Цитадель
Сюжет System Shock — это классический киберпанк, который остается понятным и актуальным даже спустя 29 лет. Вы — хакер, который не слишком удачно попытался взломать серверы корпорации TriOptimum и оказался в ловушке. В новом интерактивном прологе вас практически сразу находит группа вооруженных наемников.
Но у одного из самых мерзких людей в мире — корпоративного босса — есть для вас предложение: взломать этические ограничения искусственного интеллекта SHODAN, управляющего станцией «Цитадель» на орбите Сатурна. Взамен он готов не только закрыть глаза на вашу попытку взлома, но и снабдить вас военной кибернетикой. Вы соглашаетесь. Вы сожалеете об этом.
После операции и шестимесячного восстановления вы приходите в себя в медицинском отсеке «Цитадели», и ремейк с первых секунд демонстрирует свою верность оригиналу. Медицинский отсек почти полностью повторяет стартовую локацию 1994 года: аптечка на полке, крутой спуск в кладовую и даже кнопка открытия двери, которую нужно нажать вручную, а не просто подойти к двери. Это словно заверение от Nightdive Studios: «Мы ничего радикально не меняем». И знаете что? Это действительно работает. На протяжении 20 часов игры меня не покидало ощущение дежавю — в хорошем смысле.
Как и прежде, исследовать «Цитадель» — удовольствие. Исследования вознаграждаются новым оружием, кибернетическими программами, припасами и даже мусором, который можно переработать на кредиты и обменять на модификации для оружия — одно из новых дополнений ремейка. Но главное изменение — это атмосфера. Коридоры станции больше не выглядят плоскими и неуклюжими, как в старой игре. Теперь это место полностью материализовано: темные, тревожные помещения с металлическими поверхностями, которые звенят, гремят и лязгают при попадании пуль, делая станцию еще более живой и пугающей.
Пробивная палуба
Станция — это лишь одна часть System Shock, другая — это чистейшая фантазия 90-х под названием Киберпространство. В определенные моменты игры вы подключаетесь к терминалам и переноситесь в цифровую реальность, которая ощущается совершенно иначе, чем остальной мир станции.
В отличие от разреженного и хаотичного каркаса оригинальной игры, Nightdive переработала этот режим, превратив его в нечто, напоминающее Descent. Он стал более ярким, динамичным и насыщенным. Электронная музыка, неоновые взрывы и полное отсутствие четкого верха и низа могут вызвать головокружение, особенно когда вы уворачиваетесь от шквала вражеских снарядов.
Атмосфера передана идеально: взлом ощущается как затяжное галлюцинаторное путешествие, сразу вызывающее ассоциации с «Хакерами» 1995 года и киберпространственными сценами из Ripper 1996 года. Однако этот сегмент игры не безупречен — иногда бой сводится к тому, что вы просто зажимаете стрейф и удерживаете прицел на противнике, который напоминает странного антропоморфного осьминога.
Финальная встреча в Киберпространстве была радикально переработана, и, скорее, это пошло игре на пользу. Nightdive удалось сделать этот элемент более удобным и увлекательным, не разрушив его дух. Глядя на этот редизайн, невольно возникает вопрос: что бы получилось, если бы студия решилась на столь же смелые изменения в других аспектах игры?
Утомительная анархия
Хотя System Shock мастерски пробуждает ностальгию, чрезмерная верность Nightdive оригиналу иногда играет против игры. Цитадель остается таким же запутанным лабиринтом, как и в 1994 году — сеть коридоров, переходов и скрытых уголков.
Сначала исследование кажется увлекательным, но со временем необходимость постоянно возвращаться по тем же маршрутам начинает утомлять. Одна из спорных особенностей, перенесенных без изменений, — это громоздкая система передвижения. Станция устроена вертикально и поделена на девять уровней, но почему-то никто не додумался сделать лифт, соединяющий их все. В итоге, если вам нужно вернуться, скажем, с шестого уровня на третий, придется продираться через этажи, добираясь до нужных лифтов, разбросанных по разным концам запутанных зон. Не раз я просто открывал карту на весь экран и вел маркер персонажа по длинным коридорам, отчаянно надеясь, что выбрал верный путь.
Кстати, о карте — играть в System Shock лучше с клавиатурой и мышью. Интерфейс стал удобнее, чем в оригинале, но при управлении геймпадом он остается неуклюжим. Навигация с помощью аналогового стика далека от комфорта, а большое количество оружия и кибернетических способностей делает управление громоздким. В пылу боя копаться в инвентаре на геймпаде — удовольствие ниже среднего, особенно когда враги не дают передышки.
Еще одной особенностью, сохранившейся без изменений, стало полное отсутствие экрана целей или каких-либо маркеров миссии. Вместо этого игра заставляет вас полагаться на найденные журналы и электронные сообщения, чтобы понять, куда двигаться дальше.
На первый взгляд это кажется несложным, но на практике легко потерять нить происходящего. Головоломки, сражения, исследования – все это постоянно отвлекает, и не раз я оказывался на новом этаже, не имея четкого представления о своих задачах. Оставалось только бродить в надежде наткнуться на нужный рычаг или взломать важную панель управления.
Это не критический недостаток, но элемент, который может добавить ненужного трения. В любой момент можно переслушать собранные аудиозаписи, а исследование новой территории само по себе приносит удовольствие. Однако временами возникало чувство, что Nightdive могла бы адаптировать дух оригинала, а не строго следовать его структуре, сделав навигацию чуть более удобной.
Бессмертная машина
Когда-то Nightdive пришлось поставить на паузу разработку ремейка System Shock, чтобы переосмыслить его концепцию. Студия столкнулась с чрезмерным разрастанием идей, которые отвели игру слишком далеко от первоначального замысла – обновленной, но верной классике версии. Эти эксперименты не только истощили бюджет, но и рисковали разочаровать бэкеров Kickstarter, которые в первую очередь ждали именно современное переосмысление культовой игры, а не её кардинальную переработку.
В итоге они получили именно то, на что рассчитывали, и знаете что? Это великолепно. Без сомнения, ремейк Nightdive – лучший способ познакомиться с System Shock сегодня и в будущем. Однако я не могу не задуматься о другой возможной версии этой игры. О той, где студия располагала достаточными ресурсами и свободой, чтобы рискнуть чуть больше, пойти на смелые изменения и, возможно, избавить меня от необходимости постоянно разворачиваться на месте.
System Shock
Резюме
Ремейк System Shock от Nightdive — это лучший способ познакомиться с классикой, оставаясь верным оригиналу и придавая ему современный облик. Хотя игра сохраняет все достоинства, за которые её полюбили, она также унаследовала и устаревшие элементы дизайна, временами превращая исследование Цитадели в утомительный процесс. Тем не менее, внимание к деталям, атмосфера и обновлённый визуальный стиль делают этот ремейк достойным возвращением легенды, пусть и с ощущением, что он мог бы позволить себе больше смелых решений.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.