![Обзор Firmament: наследие Myst в новом формате](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1024,h_474/https://sheffieldjungle.com/wp-content/uploads/2025/02/Firmament-obzor-1024x474.webp)
Мои мысли никогда не совпадали с подходом Cyan Worlds к разработке приключенческих игр, особенно к культовой серии Myst. Несмотря на мое восхищение их загадочными, наполненными головоломками мирами, я до сих пор помню, как ломал голову над механизмами в Teledhan из Uru: Ages Beyond Myst, тратя часы на попытки понять их предназначение. Когда я погрузился в Firmament, я ожидал знакомого опыта, но получил нечто более легкое и визуально потрясающее — игру, которой, возможно, не помешало бы немного больше сложности.
Firmament — идеальная отправная точка для новичков в играх Cyan. Она во многом перекликается с Myst по атмосфере — это тоже одиночное приключение-головоломка в загадочных мирах — но обладает собственной мифологией и сеттингом, который остается завуалированным до финальных сцен. Проснувшись в изящном стимпанковом саркофаге, вы встречаете загадочный призрачный голос с французским акцентом, который называет вас «Хранителем Королевств».
Звучит как великая миссия, но на деле это означает, что вам предстоит исследовать мир с помощью Adjunct — выдвижной механической перчатки, которая становится вашим основным средством взаимодействия с окружающей средой.
Надо знать
Что это? Приключенческая головоломка от первого лица от создателей Myst.
Дата выхода 18 мая 2023 г.
Ожидаемая цена 35 долларов
Разработчик Cyan Worlds Inc
Издатель Cyan Worlds Inc
Обзор на Nvidia 2080 Ti, Intel i9-9900k @ 4.9ghz, 32gb RAM
Многопользовательский режим Нет
Steam Deck Проверено
ссылка стим страница
А миры здесь потрясающие. Как и в Myst, путешествие начинается в центральной зоне, из которой можно отправиться в три отдельных «царства»: ледяные карьеры Curievale, кислотные озера и серные рудники Juleston, а также мой любимый, заросший и утопающий в зелени St. Andrew. Каждая локация ощущается как гигантский стимпанковый комплекс, встроенный в дикую природу и функционирующий как единый механизм, подчиненный единственной цели. Эти места выглядят величественно и впечатляюще, словно индустриальные монументы знания и мастерства.
Как и в других играх Cyan, призрачная спутница не стремится помогать с головоломками, но время от времени делится мыслями о мире и своих переживаниях, не скатываясь в прямую экспозицию. Благодаря превосходной озвучке ее присутствие становится эмоциональным якорем в этом путешествии. Firmament — это игра, в которой чувства важнее сюжета, а меланхоличная атмосфера — ваш главный проводник. Ветер, гул машин и задумчивый синтезаторный саундтрек остаются единственными спутниками на этом пути.
В Firmament никогда не возникает сомнений, когда настает время головоломки — здесь нет ни инвентаря, ни охоты за пикселями, а весь игровой процесс строится вокруг управления массивными стимпанковскими механизмами с помощью перчатки Adjunct. Достаточно навести ее на интерактивный объект (обычно выделенный синей краской), подключить лазерный кабель и приступить к манипуляциям. Управление предельно простое: поворот Adjunct влево или вправо (в VR физически, на ПК — с помощью клавиш Q и E) активирует различные функции, будь то открытие двери, перемещение лифта или более сложные механизмы.
![](https://shared.cloudflare.steamstatic.com/store_item_assets/steam/apps/754890/ss_aa700cb4fa9f93db55b9060509a05e17150e32b9.1920x1080.jpg?t=1730853629)
Продвинутые устройства позволяют переключаться между различными режимами взаимодействия, например, управление карьерным краном делится на три опции: движение вперед-назад, вверх-вниз и работа захватом. Все это выполняется при помощи двух кнопок и колесика мыши, сохраняя интерфейс лаконичным и интуитивно понятным. Со временем Adjunct получает дополнительные способности, каждая из которых открывается в одной из трех ключевых локаций: увеличение радиуса действия, возможность взаимодействовать с объектами за пределами прямой видимости и способность разблокировать мощные замки.
Весь путь занял у меня менее 10 часов, причем лишь пара моментов вызвала затруднения. Cyan стремились создать правдоподобную, логично устроенную среду, и в этом плане они даже превзошли себя. Все механизмы выглядят так, словно действительно служат конкретным целям в мире игры, но из-за этого головоломки оказались слишком предсказуемыми. Witness, к примеру, никогда не пытался оправдывать свою механику рисования линий, а головоломки в Resident Evil можно списать на безумство эксцентричных архитекторов. В Firmament таких уловок нет — и впервые в жизни мне захотелось, чтобы классические point-and-click-загадки были более абсурдными и сложными.
Некоторые задачи действительно заставили пораскинуть мозгами: мне понравились механизмы, связанные с соединением цепей в кислотной батарее и управлением составом вагонов в многослойном пространстве. Однако значительная часть испытаний сводилась к простому соединению нужных точек в пределах одной комнаты. Наименее увлекательными оказались моменты, где решение очевидно, но требовало долгих попыток выстроить правильный угол обзора для активации следующей точки взаимодействия, что превращало процесс в мучительное перебирание позиций.
![](https://shared.cloudflare.steamstatic.com/store_item_assets/steam/apps/754890/ss_ed4b2575b727ddabfa05a3dd9fe613e188e56961.1920x1080.jpg?t=1730853629)
В VR-режиме головоломки Firmament кажутся чуть более интуитивными, но амбиции разработчиков не раскрываются в полной мере. Даже на сниженных настройках графики миры выглядят впечатляюще, а гигантские структуры поражают воображение. VR делает управление Adjunct более естественным: взаимодействие с устройствами сводится к указанию, нажатию кнопки или повороту запястья, избавляя от необходимости в чрезмерной точности.
Однако стремление адаптировать игру под VR сделало ее слишком статичной. Почти все элементы окружения неподвижны, а редкие интерактивные объекты, вроде книг, ведут себя неестественно. Иногда мир казался больше фоном, чем полноценной средой для взаимодействия. Это особенно бросается в глаза, учитывая, что единственное средство взаимодействия — механическая перчатка.
Порой встречались странности с передвижением: небольшие трещины в полу могли стать непреодолимым препятствием, тогда как аналогичные преграды в других местах преодолевались без проблем. В некоторых случаях Adjunct мог прикрепляться к объектам через стены, а вращающиеся мосты в кислотной батарее пересекались друг с другом, создавая неестественные визуальные эффекты. Эти мелкие недочеты не портят общую картину, но выбивают из погружения. Впрочем, эстетика царств Firmament компенсирует многое: это настоящая находка для любителей делать скриншоты.
Я получил удовольствие от Firmament, но скорее как от интерактивного путешествия по завораживающим локациям, нежели как от серьезной головоломки. История подается фрагментарно, а действительно сложные задачи встречаются лишь изредка, поэтому основное внимание удерживает атмосфера. Но за пределами величественных декораций и впечатляющих архитектурных форм мало что остается в памяти. Это красивая прогулка, но не та, что оставит след в жанре или вдохновит на создание ее пародийной версии вроде Pyst.
Firmament
Резюме
Firmament впечатляет своими завораживающими мирами и великолепной атмосферой, но в целом оставляет ощущение больше интерактивного туризма, чем сложной головоломки. Механика Adjunct удобна, особенно в VR, но окружающий мир кажется слишком статичным, а сами головоломки – упрощенными и редкими. История подается намеками, оставляя больше вопросов, чем ответов, а технические шероховатости иногда выбивают из погружения. Это красивая и медитативная прогулка по заброшенным стимпанковским мегасооружениям, но без глубины и запоминающегося вызова, которого ждешь от наследника Myst.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.