С Crusader Kings 3 Paradox углубляется в то, что сделало его предшественника такой уникальной великой стратегической игрой — ролевыми играми, фокусом на фракциях, управляемых персонажами, а не на абстрактных нациях, — с новой направленностью. После восьми лет DLC Crusader Kings 2 стал гигантским, но он также немного раздутый, так что это новое начало — шанс для Paradox разработать и поэкспериментировать с его наиболее популярными функциями.
Трудно вспомнить, как CK2 был похож на старте, но он определенно был меньше. «Crusader Kings 3» обещает начать все более громко, без неиграбельных фракций и карты, которая покрывает ту же область, которую теперь делает CK2, но физически намного больше, с местоположениями, которые ранее были скрыты в меню, теперь появляющемся на самой карте.
Карта тоже красива, более реалистична и реалистична, но что действительно важно, так это люди, живущие в ней. Они в основном все еще находятся в меню, хотя, по крайней мере, теперь они являются 3D-моделями, сопровождаемыми позами, отражающими настроение и индивидуальность. Эти часто чрезвычайно порочные люди и их династии управляют Crusader Kings 3, и как лидер династии, которой вы почти всегда будете, будь вы граф или императрица, вы теперь будете иметь больше контроля над тем, как она развивается.
Династии могут существенно выровняться, после чего могут быть назначены новые бонусы в широком диапазоне категорий, приносящие пользу каждому члену династии. Наследие почти похоже на специализацию, поэтому, если вы хотите, чтобы ваша семья стала кучкой завоевателей, вы можете начать продвигаться по пути войны. Но, конечно, есть морщина. Вы не обязательно хотите, чтобы все в вашей династии приносили пользу, но у вас не будет выбора … если только вы не решите сделать драматический шаг, чтобы полностью выгнать паршивых овец из династии, что может не понравиться отдых вашей семьи. Вы не можете изгнать всех, кто вам не нравится.
Вместо одной группы, идущей вместе в ногу, династии содержат кадетские ветви — дома, которые имеют свою собственную геральдику и некоторую автономию. Вместо модели CK2, где династии — это большие монолитные группы, землевладельцы из вашей династии могут попытаться создать немного больше возможностей для себя и своей семьи, сформировав новый дом.
Потратив часть ресурса «Известность», главы домов могут узаконить ублюдков и предпринять другие действия для укрепления их позиции, и, хотя вы не увидите никаких династических гражданских войн, глава дома может подняться, чтобы стать главой династия, если они становятся достаточно могущественными. Система обещает больше динамизма с меньшим количеством микроуправления, с целью распространения вашей династии повсюду, даже если все не находится непосредственно под вашим знаменем.
Создание вашей династии иногда означает добавление бонусов всей династии. В других случаях это означает объединение черт родителей для создания лучших наследников. Вы также можете заботиться о духовных потребностях своего народа, создавая свою собственную религию или ответвление. Однако ваша религия не будет сразу принята вашей династией, поэтому вам нужно будет поощрять людей присоединяться.
Религии состоят из различных правил и традиций, которые вы выбираете, когда придумываете это. Каковы пороки вашей веры? Что это говорит о разводе? Кто может быть священником? Есть ли какие-то сомнения по поводу каннибализма? Несмотря на то, что список кажется плотным, некоторые из вариантов выглядят в значительной степени изюминкой, но это также дает вам оправдания для начала священных войн и получения новых способов влиять на тех, кто решил присоединиться к вашему бедному наркоманскому культу.
Вы сможете назначить себя главой своей новой веры, хотите ли вы называть себя папой или что-то еще, но создание веры обходится дорого. Возможно, вы предпочтете сберечь и отдать свою долю другой авторитетной религии, которая уже популярна у вас в лесу, вместо этого поднимаясь вверх по лестнице.
По крайней мере, на первый взгляд. После того, как вы накопили все это благочестие, вы можете успокоиться и сформировать гораздо более классную банду, в которой веселые оргии.
В то время как у вас будут все эти широкие проблемы с вашей религией, династией и землями, которые вы контролируете, Crusader Kings 3 обещает больше сосредоточиться на личности. Вы снова сможете выбрать образ жизни для своего правителя, но на этот раз он открывает три дерева перков, которые относятся к нему. Например, если вы выбираете боевой образ жизни, вы можете сосредоточиться на рыцарстве, стать рыцарским галантным или сосредоточиться больше на логистике и стратегии. Вам не нужно просто соглашаться на одно дерево.
Несмотря на то, что Crusader Kings 2 играет большую роль, ролевые игры были в основном необязательными. Если ваш персонаж жестокий идиот, это можно выразить через события, но вы можете сыграть этого персонажа так, как вам хочется. В Crusader Kings 3 игра против вашей личности будет иметь некоторые потенциально драматические побочные эффекты, вплоть до того, что ваш правитель сойдет с ума.
Таким образом, черты характера — это не просто нематериальные модификаторы характеристик, а полезные ориентиры для личности. Это не то же самое, что GM, награждающий действительно хорошего ролевого игрока дополнительным опытом в настольной игре.
Crusader Kings 3 не кажется большим отъездом от своего предшественника, и после почти десятилетия управления моими непослушными семьями, превращения викингов в королей Святой Земли и превращения Шотландии в сверхдержаву, я, вероятно, ожидал чего-то более явного, нежели чем итеративный. Но кажется, что Paradox лучше определил те части сериала, которые являются наиболее привлекательными и лучшими в создании совершенно смешных семейных драм, а затем развернул их. Это не выглядит как стратегическая игра, но даже с первого взгляда становится очевидно, что она становится все больше RPG.