7 лет спустя Fez — потрясающий платформер-головоломка с одним из лучших саундтреков к играм

7 лет спустя Fez - потрясающий платформер-головоломка с одним из лучших саундтреков к играм

Прогуливаясь по начальной деревне Fez, с ее голубым небом, мягко покачивающейся пиксельной травой и порхающими бабочками, трудно поверить, что создание этого места вызвало столько стресса и потрясений. Серьезные задержки, потеря финансирования, юридические споры, многочисленные изменения дизайна и другие проблемы мешали разработке игры, как показано в фантастическом документальном фильме 2012 года Indie Game: The Movie. Но вы ничего этого не чувствуете, когда играете в нее. Атмосфера безмятежная, темп мягкий, и это просто хорошее место для жизни. 

Fez был выпущен на Xbox 360 в 2012 году на фоне большого шума по поводу его проблемной разработки, неоднозначных мнений откровенного дизайнера Фила Фиша и того, оправдал ли он шумиху или нет. Так что приятно вернуться в Fez, теперь пыль осела, и ценить его за то, что он есть: умный, потрясающе красивый платформер-головоломка с аккуратной структурой открытого мира и одной из лучших музыкальных композиций, когда-либо сопровождавших видеоигры. 

Композитор Рич Вриланд, более известный как Disasterpeace, не получил должного признания в создании уникальной атмосферы Fez. Его партитура тонкая и атмосферная, как ноктюрн Шопена, сталкивающийся с мечтательными, размашистыми синтезаторами музыки к фильму Вангелиса — хотя он признается, что слушал композитора «Бегущего по лезвию» только после того, как люди часто сравнивают его. Это одна из немногих игр, которые я слушаю регулярно, она сама по себе является замечательным альбомом электронной музыки.

Мир Fez разнообразен, и счет это отражает. Музыка веселая и жизнерадостная на этих зеленых, покрытых голубым небом уровнях, но когда вы углубляетесь в разрушающиеся храмы и подземные пещеры, она приобретает жуткое, загадочное качество. Ico — одна из любимых игр Fish, и Fez делится своим умением сделать ее мир древним и загадочным. Загадочные головоломки, инопланетные языки и своеобразная архитектура делают мир Fez завораживающим, давая вам почувствовать себя нарушителем в каком-то запретном, забытом месте, стремящимся расшифровать и раскрыть его историю и множество секретов.

Используя волшебную феску, герой Гомес может временно превратить свой 2D-мир в 3D, вращая его, чтобы решать головоломки и перемещаться по часто огромным, разрастающимся уровням.

Влияния на Ico не заканчиваются. Фиш считает Fez прямым отражением его самого, продолжением его эго: особенно развивающие игры, в которые он играл, когда рос в Монреале. В «Indie Game: The Movie» он говорит о получении NES на Рождество с Tetris, Mario и Zelda: тремя играми, отпечаток которых ощущается по всему Fez; присмотритесь к любому уровню, и вы увидите, что конструкции и объекты состоят из тетромино. Но блеск Fez заключается в том, как он использует эти знакомые влияния для создания чего-то действительно нового и самобытного, а не просто обедает в ностальгии. 

Главный трюк — это, конечно, смещение перспективы. Используя волшебную феску, герой Гомес может временно превратить свой 2D-мир в 3D, вращая его, чтобы решать головоломки и перемещаться по часто огромным, разрастающимся уровням. Сделанный на заказ движок Trixel по-прежнему впечатляет, он выглядит как плоская пиксельная графика, пока вы не измените свою перспективу, открывая замысловатый трехмерный мир. И это удивительно универсальная система, предлагающая множество умных головоломок и платформеров. Fez извлекает невероятное количество разнообразия и сюрпризов из этой, казалось бы, простой концепции. 

Но что мне действительно нравится в Fez, так это его структура. Чтобы добраться до конца (ну, одного из них) вам предстоит собрать разбросанные по миру кубики. Но порядок, в котором вы это делаете, полностью зависит от вас. Это приятно раскрепощает и побуждает к исследованиям. Посмотрите на карту, и вы увидите пустую область, связанную с вашим текущим местоположением, что означает, что где-то есть вход — и, вероятно, скрытый. Мир представляет собой сложный лабиринт, ориентироваться в котором временами может сбивать с толку, но его приятно разбирать, открывая новые области и добывая их для кубиков. Некоторые кубики полностью собраны, а другие разбиты на куски, которые вы найдете разбросанными по уровню, обычно скрытыми в трещинах и щелях, которые вы можете увидеть, только изменив перспективу. А еще есть несколько изящных уловок, таких как использование рычагов для подъема и опускания воды, и разделы, в которых ограничены ваши способности изменять измерения. Fez создавался годами, и понятно почему. В нем столько всего, столько идей и столько воображения.

«Это похоже на объемную Метроидвания», — сказал Фиш Official Xbox Magazine в 2012 году. «Комнаты соединяются во всех направлениях. Я структурировал ее как первую Legend of Zelda в том смысле, что вы можете играть в эти области в любом порядке. На самом деле нет критического пути или правильного способа что-то делать. Это просто: вот этот мир, полный укромных уголков, закоулков и секретов, а теперь иди исследовать». 

Fez — легкая история, но идея заключается в том, что его цифровой мир фрагментирован, разрушается, и вы пытаетесь сделать его стабильным, собирая кубики. Он использует некоторые хитрые трюки с поддельными сбоями и сбоями, и иногда уровень будет загрязнен трещинами, которые затягивают Гомеса в пустоту при прикосновении, что значительно усложняет навигацию. Это тоже забавно, с непочтительными диалогами, очаровательным самосознанием и милыми штрихами в анимации как Гомеса, так и людей и существ вокруг него. 

В конце игры вы посещаете деревню, где никто не говорит по-английски или, ошибочно, на каком бы языке ни был Гомес. Но расшифровать это можно, используя подсказки в игре, раскрывая их диалоги. «Ха-ха, посмотри сюда, мистер Прямоугольник!» издевается над одним сельским жителем. «Что с твоей головой?» говорит другой. Когда вы впервые видите этот язык, состоящий из абстрактных пиксельных иероглифов, вы думаете, что они раскрывают некую древнюю мудрость, которая может как-то пригодиться. Но нет, они просто смеются над твоей головой. 

Когда вы закончите Fez, откроется новая игра плюс опция, в которой ваши кубики, ключи и другие предметы коллекционирования сохранятся, и вы получите доступ к новым областям, которые вам нужно будет завершить на 100%. Вы также разблокируете пару солнцезащитных очков, которые не только сделают вас более модным, но и позволят вам переключиться в режим от первого лица и просматривать мир в 3D. Это отличное дополнение, открывающее вам третью перспективу, даже если оно не имеет реального практического применения. Fez полон подобных секретов, и лучше всего, если вы найдете их без помощи гида. Хотя это легче сказать, чем сделать: некоторые решения головоломок действительно неясны.

«Так много игр ставят вас в невероятно напряженные ситуации», — сказал Фиш Destructoid в интервью 2011 года. «Это всегда угроза или конфликт. Речь идет о быстрых рефлексах. Но когда я сажусь поиграть в игру в конце дня, я не хочу попадать в такую ​​ситуацию. Я хочу расслабиться. Поэтому я хотел сделать игру для людей, которым это надоело». 

Хотя в 2018 году в эту категорию попадает намного больше игр, это одна из основных причин, по которой я участвую в третьем прохождении Fez. Это чертовски холодно. И хотя он взят из одних из самых узнаваемых игр за относительно короткую историю этого средства массовой информации, нет ничего более похожего на Fez. Это настоящий разовый продукт, и, как и лучшие игры, он не постарел ни на день. Если бы он был выпущен сегодня, он, вероятно, вызвал бы такое же признание, как и тогда. 

Что касается Fez 2, ну, я не затаил дыхание. О сиквеле было объявлено в 2013 году на E3, и был выпущен короткий тизер, но месяц спустя Фиш бесцеремонно отменил его и покинул игровую индустрию. Но после того, как он прошел через весь процесс создания оригинала, я не могу его винить. Я бы хотел еще один Fez, но оригинал остается современной классикой, и в него стоит сыграть сегодня, не тяготя шумиху.